В таинственном Черном зале Тульского областного художественного музея по 3 февраля 2019 года представлены 78 литографических иллюстраций Сальвадора Дали к «Божественной комедии» Данте Алигьери.

Ранее эта коллекция принадлежала Марине Влади, потом была продана с аукциона. Нынешний ее владелец предпочитает сохранять инкогнито и сотрудничать через промоутерскую компанию «New Culture», которая базируется в Таллинне и Санкт-Петербурге.

- Большая удача открыть обновленный выставочный зал Художественного музея с такой уникальной экспозиции, - говорит министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина. – Черный цвет стен говорит об элитарности находящихся здесь произведений искусства.

Более семи веков «Божественная комедия» Данте будоражит умы человечества. Произведение затрагивает самые тайные страхи и думы, мечты и надежды, поэтому дантовские песни неоднократно вдохновляли представителей различных видов искусства и в первую очередь художников. Не миновала сия чаша и гения сюрреализма Сальвадора Дали.

1951 год. Земную жизнь пройдя до половины… - а точнее, в возрасте 49 лет - к только что вернувшемуся из Америки в родную Каталонию художнику обращаетсся правительство Италии. Сальвадору Дали - мирой знаменитости - хотят поручить выполнение ответственейшего заказа - серию акварельных иллюстраций для юбилейного издания «Божественной комедии», к празднованию 700-летия Данте.

- Эпатажный испанец будет иллюстрировать книгу нашего великого поэта? - возмутилась итальянская общественность, и в итоге правительству пришлось отозвать свой заказ.

Самого же Дали это мало беспокоило. «Божественная комедия» его околдовала и положила начало принципиально новому творческому этапу. Художник стал позиционировать себя как продолжатель традиций других иллюстраторов поэмы Данте - Нардо ди Чиони, Сандро Ботичелли, Рафаэля и Гюстава Доре. Но, кроме того, произведение дает ему возможность активно проявлять и своё индивидуальное мировосприятие.

«На моих иллюстрациях можно впервые при ярком свете наблюдать пищеварительную суперэстетику двух существ, взаимно пожирающих друг друга. Это безумный день, исполненный мистической, аммиачной радости», - не без фирменного позёрства комментировал своё видение «Божественной комедии» Сальвадор Дали.

По оценкам исследователей творчества Сальвадора Дали, иллюстрации «Божественной комедии» - вершина графического искусства гениального испанца. Художник работал девять лет и создал по одной акварели к каждой песне поэта. В итоге их получилось ровно 100: «Ад» - 34, «Чистилище» и «Рай» - по 33. Далее подключился французский издатель Жозеф Форе, и серия была воплощена в графике, что потребовало еще четырех упорного труда.

Дали любил эксперименты и предпочитал работать на острие науки, поэтому может удивить его обращение к одному из старинных методов печати – литографии. Дело в том, что каждый литографический оттиск имеет самостоятельную художественную ценность. Возможно, именно это и привлекло автора. На многие листы он поставил свою подпись. До сих пор считается, что литографии «Божественной комедии» обладают непревзойденно качественным цветом, максимально приближающим графику к живописи.

Первое издание «Божественной комедии» с иллюстрациями Сальвадора Дали увидело свет в 1960 году. К слову, результат был столь великолепен, что через три года художник получил предложение проиллюстрировать новое издание Библии.

Данте вдохновил Сальвадора Дали на экспрессивные образы, с одной стороны угадываемые и «читаемые», а с другой - звучащие совершенно невероятно, и заставляющие воспринимать себя в несколько глубинных этапов – как интуитивных, так и осознанных.

В рисунках прослеживаются точно подмеченные детали и образы, через которые зритель попадает в неведомый мир мистических существ и текучих грез.

Вселенная личных переживаний здесь тоже очевидна. Она пронизана мотивами, переходящими из одной работы Дали в другую на протяжении всей его жизни: костыли, массивы величия на хрупких неустойчивых ногах, эхо «мягкого и текущего» времени, болевые деформации и упрямство перспективы. В 1941 году Дали создал декорации к балету «Лабиринт», и в иллюстрациях «Божественной комедии» он тоже вспомнил об этом творческом периоде.

Те, кто не уверен в своих знаниях дантовских песен, в экспозиции найдут текстовые подсказки, также на помощь им придут авторские названия иллюстраций.

Помимо печатной графики, в Тулу привезли и совершеннейший эксклюзив - три оригинальных «живых» карандашных рисунка Дали. Предположительно одним из них художник расплатился за обед в ресторане.

Выставка работ художника такого уровня как Сальвадор Дали - большое и неординарное событие в культурной жизни Тулы.

Некоторые эпизоды выставки представлены в нашем нарративе.