На фото: безвременник у дома Хомякова.

Впервые Тульский историко-архитектурный музей провел фестиваль «Хомяков home. Поэзия». Событие организовали с целью привлечь внимание к богучаровской усадьбе и оживить ее. Поэтому и кульминация фестиваля развернулась вокруг и внутри дома Алексея Хомякова.

Команда ТИАМа всеми силами вложилась в подготовку и проведение историко-поэтического праздника, и в итоге получилось многоуровневое действо, не похожее ни на что ранее виденное и характеризующееся гостями как атмосферное и ламповое.

У богучаровского дома Хомякова удивительная аура: в одном крыле живут люди, в другом – музей. Несколько его залов рассказывают о традициях русской усадьбы, о культурном слое, формировавшемся в этих стенах.

С ними соседствуют две «молчаливых» комнаты, которых еще не коснулась рука реставратора и новые смыслы. «Они еще спят», - решили создатели выставки «Сны о Богучарове». В ее основе - ранее неизвестные широкой публике фотографии и документы из собраний Государственного исторического музея и Музея истории российской литературы имени В. И. Даля.

Теме снов созвучно и одно из стихотворений Алексея Степановича Хомякова, написанное в 1828 году.

Я видел сон, что будто я певец,

И что певец - пречудное явленье,

И что в певце на все свое творенье

Всевышний положил венец.

«Нам хотелось, чтобы глас хозяина усадьбы звучал, но сейчас сложно представить себе ту жизнь, которая протекала здесь 100-200 лет назад. Кажется, что это было в какой-то совсем другой реальности, как во сне… В то же время сон - это состояние переплетения времен: прошлого, настоящего и, возможно, будущего», - говорит куратор выставки Марина Краснова, заведующая отделом Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля «Дом И. С. Остроухова в Трубниках.  

Пять снов, как временной портал, погружают гостей в ушедшую жизнь дома и побуждают к думам о будущем этого места.

Фотозона, организованная современным тульским художником-архитектором Романом Устименко на веранде дома, тоже сочетает старое и новое. Созданные Романом гипсовые бюсты напоминают, что россыпи античной скульптуры некогда щедро украшали усадебный быт, а сегодня история обрела право на несовершенство.

Тайны и потенциал усадебного парка гостям фестиваля помог раскрыть историк и ландшафтный архитектор Дмитрий Ойнас. На его счету десятки проектов по включению исторических территорий в современный социокультурный и экономический оборот.

Тем временем известные антропологи и культурологи делились своими авторскими исследованиями минувших времен. В частности, весьма занимательной оказалась лекция о легендарной целебной настойке «Ерофеич» и ее авторе. Сведения об этом человеке скудны и противоречивы. Одни называли его фельдшером, другие лекарем, третьи знахарем, четвертые – и вовсе шарлатаном. Оказывается, самое правдивое упоминание о знаменитом целителе можно найти в воспоминаниях нашего земляка А. Т. Болотова за 1768 год.

Выход нового номера Тульского краеведческого альманаха – событие долгожданное для всех любителей истории. В этом году его презентация впервые прошла на лужайке перед домом Хомякова.

«Формат презентации непривычный, но очень приятный. Весь день я веду исторический лекторий в прекрасной фестивальной атмосфере, в усадебной и природной романтике», - делится впечатлениями главный редактор Тульского краеведческого альманаха Юлия Иванова.

В 16 номере альманаха уделено внимание и 500-летию Тульского кремля, и тульскому быту середины XIX века, и истории достопримечательностей, и знаковым личностям и многому другому. Чуть позже презентацию проведут в Туле, а затем авторские статьи совершенно бесплатно каждый сможет прочитать на сайте журнала.

Живым и очень оригинальным событием фестиваля стала поэтическая лаборатория. За участие в ней боролись поэты со всей страны. И еще в июле ТИАМ торжественно объявил имена 15 счастливчиков.

В статье «О старом и новом» (1839) Хомяков размышлял о «золотом старом времени» и современной ему России. Отвергать ли прошлое или черпать в нём мудрость, делать ставку на традиционализм или прогресс, предпочесть славянофильство или западничество – об этом столетиями спорят консерваторы и революционеры отечественного искусства, а теперь подключились и современные поэты. Созданные произведения авторы прочитали со сцены, а позже они будут опубликованы в тематическом сборнике.

«Лаборатория дала возможность обсудить свои тексты с мэтрами, - рассказывает тульский поэт Денис Бычихин. – Мне повезло работать с Юлием Гуголевым. Еще две лаборатории вели Лев Оборин, Дана Сидерос. Мнение этих известных мастеров дорогого стоит. Особая редкость сегодняшнего дня – высокая концентрация сильных литераторов в одном месте».

Пока взрослые задавались философскими вопросами, самые юные гости фестиваля забавлялись играми XIX века, складывали пазлы и рисовали. Также для них разработали усадебный квест. А после дворянских потех все с удовольствием растягивались в гамаках под широкими дубами.

Завершило фестиваль вечернее выступление самобытной группы «Oili».

В настоящее время ТИАМ уже получил много благодарных отзывов от свидетелей невероятного события, бросившего вызов неумолимому ходу времени.