• ѕоиск по сайту

ѕј——»ќЌј–»я —≈–≈Ѕ–яЌќ√ќ ¬≈ ј

Ћюбовь ћихайловна Ѕелкина
јвтор:
ќльга
ƒобавлено:
2016-11-30 16:16:12
ѕоделитьс€:

13 но€бр€ 1944 года в ћоскве на 68 году жизни скончалась Ћюбовь ћихайловна Ѕелкина - поэтесса, прозаик, драматург, активна€ участница революционного движени€ в –оссии и Ѕелоруссии. ≈е хоронили без особых почестей и траурных речей, поскольку молодость усопшей, ове€нна€ революционной романтикой и возвышенной гражданской поэзией, прошла не в р€дах большевиков, а в р€дах партии социалистов-революционеров. 

Ѕиографи€ и многогранное творчество Ѕелкиной (это ее фамили€ по второму браку) глубоко не изучены и мало кому известны. «абытое им€ героини нашего очерка не раз всплывало в стать€х и монографи€х и требовало серьезного комментари€, но исследователи наталкивались на отсутствие достоверных сведений о ней. Ќаиболее существенные попытки описани€ жизни и творчества Ѕелкиной были сделаны Ќ.ј. ћилоновым в книге Ђѕисатели “ульского кра€ї и белорусским краеведом јлесем  арлюкевичем в стать€х, посв€щенных литературным ѕуховичам и их окрестност€м. ќтдельных же работ о Ѕелкиной не выходило. 

ј между тем у Ћюбови Ѕелкиной есть все дл€ того, чтобы заинтересовать современного читател€. јвтором она была и талантливым, и плодовитым. ѕисала, в основном, в духе русского авангарда, весомо и зримо, обладала €рким художественным мышлением.   сожалению, на моей книжной полке Ћюбовь Ѕелкина представлена лишь одной из ее книг Ц нео-балладой ЂЅуревестник ƒуарненаї, посв€щенной революционным событием в портовом городке на севере ‘ранции, где в начале 1920-х годов произошло одно из первых столкновений рабочих с фашистскими молодчиками.  нига была издана в “уле, в 1925 году тиражом 5 000 экз. местным отделением ћќѕ–а и, по всей видимости, относитс€ к категории библиографических редкостей, поскольку отсутствует даже в знаменитой библиотеке »вана Ќиканоровича –озанова, профессора ћ√”, выдающегос€ знатока русской поэзии, хран€щейс€ ныне в √осударственном музее ј.—. ѕушкина в ћоскве в качестве самосто€тельной экспозиции. ≈сли бы мне встретились другие ее произведени€, особенно нелегально вышедшие в начале ’’ века, € был бы безмерно счастлив. Ќо, увы, они настолько редки, что отсутствуют даже в крупнейших библиотеках страны. »з книг Ћюбови Ѕелкиной у ».Ќ. –озанова хранились лишь два ее поэтических сборника Ц ЂЋесна€ лили€ї и Ђћои стихиї. 

Ћ.ћ. Ѕелкина. ЂЅуревестник.jpg 
Ћ.ћ. Ѕелкина. 
ЂЅуревестник ƒуарненаї. 
ќбложка. 

¬оссоздание биографии Ѕелкиной взывает как к работе архивариуса, так и к детективному расследованию. ќна родилась под знаком Ђ¬есовї 4 (16) окт€бр€ 1875 года в заштатном городке Ќесвиж —луцкого уезда ћинской губернии в семье местного пристава ћихаила –одионова. 

–асположенный на берегу медлительной ”сы, Ќесвиж (в переводе с польского Ќевидимый) Ц город с древней историей. “очную дату его основани€ установить трудно, однако известно, что в трагической битве на реке  алке 31 ма€ 1223 года, где полегло много русских воинов, участвовал со своей дружиной несвижский кн€зь ‘едор. 

 н€з€ ‘едора в Ќесвиже помн€т, а вот Ћюбовь ћихайловну нет. Ќи под одной фамилией, ни как дочь местного пристава –одионова, ни как революционерку  л€чко, ни как поэтессу серебр€ного века Ѕелкину. Ќесвижский историко-краеведческий музей, куда € первым делом обратилс€, чтобы что-то разузнать о семействе –одионовых, учреждение молодое, открылс€ в €нваре 1995 года. Ўтат немногочисленный. ƒо всего докопатьс€ не успели. –адость вс€кого рода открытий у местных хранителей истории еще впереди. ћою информацию о земл€чке прин€ли с благодарностью. Ќадеюсь, что когда-нибудь в составе музе€ нар€ду с мемориальной квартирой хорошего белорусского художника ћ. . —еврука, гончарной мастерской и музейным объектом Ђ узницаї по€витс€ и мемориальный уголок революционерки и поэтессы Ћюбови –одионовой- л€чко-Ѕелкиной. 

 ак складывались отношени€ в семье –одионовых, в какой мере они повли€ли на поэтический дар и бунтарские наклонности Ћюбови ћихайловны Ц сказать трудно. ѕо одной версии, рано лишившись матери, Ћюба Ђне сошлась характеромї с мачехой, хот€ та приходилась ей родной теткой, и, уехав в 14-летнем возрасте на учебу в губернский город ћинск, начала самосто€тельную жизнь. Ќо можно предположить и то, что девушка покинула Ќесвиж по причине должности своего отца, начальника местной полиции, котора€ была €вно не в почете у разночинной молодежи тех лет. ¬о вс€ком случае, им€ Ћюбовь наделило нашу героиню р€дом характеристик и черт, среди которых не на последнем месте конфликтность характера, неуживчивость, в сочетании с крепким умом, сильной мужской волей и здоровым честолюбием. 

¬ ћинске в 1889 году она поступила в казенную женскую гимназию, где проучилась до 1893 года. — 16 лет жила репетиторством, дава€ уроки дет€м состо€тельных горожан. ¬скоре после выхода из гимназии Ѕелкина вышла замуж за —емена ћоисеевича  л€чко (1867- после 1917), провизора по профессии, активного де€тел€ эсеровских организаций, состо€вшего, кстати, членом первого ћосковского совета рабочих депутатов, организованного .. “роцким в но€бре 1905 года. „то это был за брак и на чем он был основан Ц на простых человеческих отношени€х или на совместной любви к революции Ц судить трудно. –еволюционеры-подпольщики люди особого склада, и браки у них нередко бывали фиктивными. 

»стори€ ее жизни была богата событи€ми. — юности облада€ €рким социальным темпераментом и качествами лидера, Ѕелкина сблизилась с кружком революционной молодежи ћинска и вскоре стала его признанным лидером. ѕри активном участии молодой революционерки в ћинске в 1897-1899 годах была создана –абоча€ парти€ политического освобождени€ –оссии (–ѕѕќ–). ѕарти€ первоначально объедин€ла около 40 рабочих кружков, в р€дах которых постигали политическую грамоту около 200 участников, а также еврейские кружки самообразовани€ в местечке ѕуховичи (здесь некоторое врем€ жили супруги  л€чко) и деревне Ѕлонь ѕуховичского уезда, где располагалось имение известного революционера-народника, члена организаций Ђ«емл€ и вол€ї и Ђ„Єрный переделї ј.ќ. Ѕонч-ќсмоловского. –ѕѕќ– пополн€лась в основном ремесленниками, приказчиками и студентами из числа еврейской молодЄжи. 

—овет партии состо€л из представителей местных комитетов. ќн поддерживал св€зь с ѕетербургским —оюзом борьбы за освобождение рабочего класса, заграничным —оюзом эсеров и многими левонародническими кружками в –оссии. √руппы –ѕѕќ– действовали в Ѕелостоке, ≈катеринославе, ∆итомире и других городах империи. ѕри партии состо€ло Ђ омиссионерство транспортовї, которое занималось распространением библиотечек революционной литературы, издаваемой за границей и нелегально ввозимых в –оссию. √.ј. √ершуни, впоследствии руководитель Ѕоевой эсеровской организации, живший в то врем€ в ћинске, наладил изготовление фальшивых документов, которыми снабжались революционеры-нелегалы, закупил и передал в партийные организации оборудование дл€ четырех подпольных типографий. 

¬ руководство партии кроме упом€нутых Ћ.ћ. Ѕелкиной и √.ј. √ершуни входили также жившие в то врем€ в Ѕелоруссии ≈. . Ѕрешко-Ѕрешковска€, ј.ќ. Ѕонч-ќсмоловский и ≈.ј. √альперин. 

¬ подпольной брошюре Ђ—вободаї, тайно отпечатанной в ћинске в 1900 году, Ѕелкина сформулировала программные задачи партии. »дейные позиции –ѕѕќ– были неопределенными, но заманчивыми. ќни представл€ли собой смесь народнических идей, ставивших задачу завоевани€ политической свободы путем террористической де€тельности, и положений марксизма о ведущей роли пролетариата в гр€дущей социальной революции. ¬ брошюре Ђ—вободаї есть символическа€ фраза: Ђ—оциал-демократам мы прот€гиваем свою левую руку, потому что права€ держит мечї. ≈е, как, впрочем, и весь документ, приписывают редактировавшему брошюру √ершуни, хот€ по своему романтическому стилю она более подходила автору партийной программы Ц Ѕелкиной. »звестно, что внесенные √ершуни в текст программного документа –ѕѕќ– правки были незначительными: он исключил из первоначального варианта положение, о том, что террор касаетс€ и личности государ€ (это существенно ужесточило бы наказание участников организации в случае ее провала) и внес в текст несколько стилистических изменений. Ќа первый взгл€д может показатьс€ странным, но знакомство с молодой революционеркой существенно повли€ло на радикализацию взгл€дов √ершуни. »менно Ѕелкиной в брошюре Ђ—вободаї впервые была высказана иде€ создани€ боевой организации, которую √ершуни реализовал на практике в р€дах партии социалистов-революционеров. 

¬есной 1900 года минска€ организаци€ –ѕѕќ– была разгромлена охранкой. ќднако по сообщению начальника ћосковского охранного от-делени€, руководившего операцией, главным организаторам партии и подпольной типографии √ершуни, Ѕрешковской и  л€чко удалось скрытьс€. Ќачальные уроки конспирации молода€ революционерка, по всей видимости, получала от Ѕрешко-Ѕрешковской, котора€ с артистической легкостью умела уходить от преследователей, принима€ то образ старой н€ньки, то образ монашки, на которых никто не обращал внимани€. Ѕелкину арестовали позднее, осенью 1901 года, когда она оказалась в ѕетербурге, где проживал родной брат ее мужа, известный журналист Ћ.ћ.  л€чко, и вскоре выслали в ’ерсонскую губернию. 

¬ полемической статье Ђ¬ульгарный социализм и народничество, воскрешаемые социал-революционерамиї ¬.». Ћенин писал, что существование –ѕѕќ– Ђпрошло столь же бесследно, как и еЄ исчезновениеї. » был не прав. ¬ конце 1901 - начале 1902 года избежавшие арестов кружки –абоча€ парти€ политического освобождени€ –оссии влились в объединенную партию социалистов-революционеров, сформировавшуюс€ незадолго до этого из левонароднических групп. 

∆ив€ в ќдессе и ее окрестност€х, Ћюбовь ћихайловна встретила главного человека своей жизни Ц земского доктора “роицкого медицинского участка »вана ѕетровича Ѕелкина (1874-1934), уроженца города ≈лисаветграда ’ерсонской губернии, выпускника медицинского факультета  иевского университете св. ¬ладимира. ќт него исходило очарование скромности, тонкого ума, свободы хорошо воспитанного и милого человека. Ѕелкин покорил Ћюбовь ћихайловну глубокими знани€ми и всесторонними талантами, преданностью своей профессии. ќн увлеченно занималс€ живописью, участву€ в выставках нар€ду с художниками-профессионалами, в совершенстве владел несколькими европейскими €зыками. ќни оказались прекрасной парой, дополн€€ друг друга во всем, и прежде всего в общем стремлении к творческому преображению жизни.

».ѕ. Ѕелкин.jpg 
»ван ѕетрович Ѕелкин 

ƒоктор Ѕелкин с 1903 года состо€л в партии большевиков, однако главным своим гражданским долгом считал оказание конкретной медицинской помощи конкретным люд€м. ∆изненна€ позици€ мужа оказала воздействие на Ћюбовь ћихайловну, котора€ вскоре отходит от активной революционной де€тельности и, не измен€€ м€тежным идеалам юности, сосредотачивает свои усили€ на литературном творчестве. ≈е стихи и очерки, проникнутые гражданским пафосом, призывами к свободе и демократии, публикуютс€ в журналах Ђќбразованиеї, Ђ—овременный мирї, Ђ–усское богатствої и других периодических издани€х. “репетным словом публициста и поэта она активно реагирует на происход€щие в стране политические событи€. 

ѕерва€ русска€ революци€ ворвалась в жизнь супругов Ѕелкиных стремительным вихрем. Ќезадолго до восстани€ на броненосце Ђѕотемкинї, 12 июн€ 1905 года земский врач »ван Ѕелкин с женой по просьбе кресть€н села “роицкого составили прошение о прекращении –усско-€понской войны, установлении демократических свобод и разделе помещичьей земли, которое было зачитано на сельском сходе. ”становить авторство прошени€ стражам монархических пор€дков было не трудно, и вскоре супруги Ѕелкины в административном пор€дке были высланы в —амарскую губернию. 

—пуст€ несколько мес€цев супругам разрешили переехать в ћоскву. «десь их застает декабрьское вооруженное восстание. Ќа баррикадах  расной ѕресни доктор Ѕелкин руководил врачебными пунктами и санитарным отр€дом. ѕосле поражени€ революции он работал врачом –ечицкой земской больницы Ѕронницкого уезда ћосковской губернии. 

¬ 1909 году председатель Ѕронницкой земской управы јлександр јлександрович ѕушкин, внук великого поэта, пригласил »вана ѕетровича на должность врача первого в –оссии земского санатори€ дл€ легочных больных, располагавшегос€ в сосновом лесу вблизи деревни  он€шино. ѕо замыслу ј.ј. ѕушкина санаторий должен был стать образцовым, а потому земский доктор Ѕелкин был командирован сразу в три европейских страны Ц Ўвейцарию, »талию и ‘ранцию дл€ изучени€ передовой практики лечени€ т€желых легочных заболеваний. 

¬ дальнейшем судьба св€зывает доктора Ѕелкина с ѕолтавской губернией и  рымом. ѕо заданию ѕолтавского общества борьбы с туберкулезом он участвует в организации санатори€ дл€ учителей земских школ в јлупке, занимаетс€ организацией домов отдыха в уездном городе ѕолтавской губернии √ад€че. Ќаходит себе работу по душе и Ћюбовь ћихайловна. ¬ 1912-1913 годах она сотрудничает в ѕолтавском благотворительном издательстве Ђ олос ржиї, редактирует несколько номеров местного журнала Ђ“руженикї. 

¬се эти годы Ѕелкина р€дом с мужем. ј р€дом с ней Ц чернильница с пером и стопка писчей бумаги. Ќесомненным достижением Ѕелкиной как поэтессы станов€тс€ стихи и поэмы, посв€щенные революционным событи€м 1905-1907 годов. „асть из них предназначалась дл€ легальных изданий, часть дл€ подпольного тиражировани€ в типографи€х революционных партий. ¬ 1906 году стихи Ѕелкиной публикуютс€ в поэтическом сборнике Ђѕесни революцииї ( иев, издательство ЂЌародное делої) и московском художественно-сатирическом журнале ЂЌа распутьеї. ¬ качестве приложени€ к журналу отдельной книжкой в том же году выходит с иллюстраци€ми сатирическа€ ЂЅылина об »лье ћуромце и —оловье-разбойникеї. 

—реди опубликованных в эти годы стихотворений наиболее €ркими и запоминающимис€ €вл€ютс€ те, которые составили поэтический цикл, посв€щенный драматическим событи€м ѕервой русской революции. ќни пронизаны жгучей болью сердца. ѕсихологически точно и исторически достоверно поэтесса передает атмосферу тех кровавых дней и ночей.  ак и о чем писала Ѕелкина в те дни, когда, по меткому выражению ≈вг. ќсетрова, стихи становились прокламаци€ми, а прокламации писались стихами, говор€т ее поэтические строки.
ѕоэтический сборник Ђѕесни революцииї. ќбложка.jpg
ѕоэтический сборник Ђѕесни революцииї. 
ќбложка

»з написанного в конце 1905-начале 1906 года стихотворение ЂЌа аванпостахї, пронизанное трагическим ощущением действительности: 
 √луха€ ночь.  ругом темно и дико, 
 Ќо город ждет сигнального огн€. 
  ака€ тишь! Ќи выстрела, ни крика... 
 ¬ могилах сп€т герои дн€. 
 Ќа их гробах горит зар€ успеха, 
 »х славных дел забвенье не возьмет, 
 ѕо площад€м еще рокочет эхо 
 » голос их над родиной несет. 
 » в тихий час перед последней битвой 
 Ќа братский зов 
 «вучит ответ прис€гой и молитвой 
 ¬ р€дах бойцов. 
 Ќенастный вихрь в костре пусть гасит плам€, 
 ѕусть ночь долга! 
 ћы точим меч, мы твердо держим знам€ 
 » ждем врага. 
 √луха€ ночь... ”дары роковые 
 ”ж буд€т нас. ѕора! ѕора! 
 —мотрите, часовые! 
 ѕодходит час! 
1905Ч1906 
 Ѕелкина Ћ.ћ. 
 Ќа аванпостах // –усска€ революционна€ поэзи€ 
 1895-1917 . Ћ.: —ов. писатель, 1957. 

—обыти€м декабрьского вооруженного восстани€ посв€щена и написанна€ в то же врем€ драматическа€ поэма Ђƒекабрьские дниї, давша€ название нелегально опубликованному сборнику и выдвинувша€ Ћюбовь Ѕелкину в первый р€д отечественных пролетарских поэтов. —троки поэмы звучат гневным протестом против реакции, гимном свободы. ƒраматическим событи€м декабр€ 1905 года было посв€щено немало талантливых произведений, но в большинстве из них выражалось лишь сочувствие восставшим московским пролетари€м или оплакивалась их участь. Ѕелкина же оценивала значение восстани€ с позиций революционного оптимизма: 
  аждый дом был тюрьмой в эту пору, 
  репост€ми Ч громады домов, 
 √ород спр€талс€ в темную нору 
 » ворота замкнул на засов. 
ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ 
 ћы постигли все ужасы ада, 
 ¬сю трагедию доли своей, 
 ƒес€ть дней и ночей канонада, 
  ровь и смерть дес€ть дней и ночей! 
 ќбезумев, внимал обыватель 
 ѕерестрелке, тревожившей ночь, 
 » дрожал, и молчал, как предатель, 
 » не смел, не хотел им помочь. 
ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.. 
 ¬ налетающем вихре бессиль€,  
 ¬ трудный час приближень€ конца  
 ѕоддержите орлиные крыль€, 
 ”томленные крыль€ борца! 
 Ѕелоснежные, чистые, дивные, 
 Ёти крыль€ уперлись в зенит... 
 Ѕрать€! —лышите вопли призывные? 
 «ов борцов, замира€, звенит. 
 Ѕой разлилс€ реками огнистыми, 
 ¬раг готов их в крови потушить! 
 ќ, не дайте ж руками нечистыми 
 Ќерасцветшие жизни душить! 
ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ 
 Ќе гл€дите, поручик, с тревогою, 
 «а углом вас дружинник не ждет, 
 ќсужденных не вырвут дорогою, 
 Ќа защиту никто не придет! 
 ”спокойтесь, поручик си€тельный! 
 —овесть Ч вздор, предрассудок, фантомЕ 
 ƒовершите ваш подвиг блистательный, 
 –асскажите невесте потом. 
 –асскажите, что собственной шпагою 
 ¬ы из рук у них выбили флаг, 
 » за горло их вз€ли с отвагою, 
 » бесстрашно св€зали впотьмах. 
 –асскажите, как вз€ли в предместье 
 ƒес€ть тыс€ч дружины за час, 
  ак вы всех расстрел€ли на месте... 
 ќбо всем расскажите невесте, 
 „тоб назвали геро€ми вас! 
 1905Ч1906 
 Ѕелкина Ћ.ћ. 
 ƒекабрьские дни. (‘рагменты из поэмы) // 
 –усска€ революционна€ поэзи€ 1895-1917. 
 Ћ.: —ов. писатель, 1957. 

Ћ. Ѕелкина. ЂЅылина об »лье ћуромце и —оловье-разбойникеї. ќбложка.jpg 
Ћ. Ѕелкина. 
ЂЅылина об »лье ћуромце и —оловье-разбойникеї. 
ќбложка 

¬ 1907 году в  азани отдельным изданием публикуетс€ поэма Ѕелкиной ЂЋейтенант Ўмидт:  расный адмиралї, посв€щенна€ севастопольскому восстанию 1905 года. ¬ редакционном предисловии к поэме, датированном 6 марта 1907 года, были такие строки: Ђ–анним утром, год тому назад, на острове Ѕерезани царские опричники совершили кровавое дело: наемные палачи и убийцы, они наде€лись пул€ми заставить умолкнуть славного борца и его товарищей. 
Ќо пули не достигли своей цели: услыхало море великий завет мученика и разнесло его по всей –уси многострадальной... 
Ўмидт умер, но им€ его не умрет никогда! 
» пусть эта поэма в день годовщины его мученической смерти лишний раз напомнит о том, как он боролс€ за счастье отчизны, как смело пошли за ним его славные товарищи!ї. 

Ўмидт Ћюбови Ѕелкиной Ц человек исключительный, самоотверженный, ищущий новой справедливости. ≈го поступки Ц акты отча€ни€. ќн чувствует свою обреченность, но идет по намеченной дороге до конца. 

ѕримечательно, что практически единственным комментатором поэмы Ѕелкиной ЂЋейтенант Ўмидтї стал плем€нник ее соратника по революционной борьбе √.ј. √ершуни Ц советский диссидент и правозащитник, поэт и публицист ¬ладимир Ћьвович √ершуни (1930-1994). ¬ 1977 году, в 12 номере журнала Ђќгонекї под псевдонимом ¬. Ћьвов он опубликовал краткий очерк Ђ азненна€ поэмаї. 

¬ поэтической ЂЅылине об »лье ћуромце и —оловье-разбойникеї нарисована €рка€ аллегорическа€ картина задавленной самодержавным деспотизмом и чиновничьим произволом страны. —овременна€ –осси€ представл€етс€ поэтессе-сказительнице огромным мрачным непроходимым лесом, царством —атаны, где с мертвой топи болот и зловещих пол€н волнами встает €довитый туман, где обитают лесные чудища, вурдалаки и упыри, где ни на минуту не прекращаетс€ адский сатанинский праздник. Ётому царству противопоставлен околдованный богатырь-великан, охран€емый трехголовым ”пырем. ѕросыпа€сь от непробудного сна, он вступает в схватку с главным стражем царства ада —оловьем-разбойником, Ђвицмундирным кропателемї, Ђвороватым продажным человеком бумажнымї, сто€щим во главе государственной бюрократической машины. ѕобеда над —оловьем-разбойником спасает многострадальную –усь: 
ѕораздвинулись чащи дремучие, 
¬сюду солнце и вольна€ ширь. 

Ќо это еще не конец. –усского богатыр€, символизирующего простой народ, Ѕелкина оставл€ет в раздумье, на распутье дорог: 
Ѕесконечна дорога широка€Е 
„ем кипит богатырска€ грудь? 
„то таит его дума глубока€? 
» куда он направит свой путь. 

¬ 1910 году в московском издательстве Ђ»карї выходит поэтический сборник Ѕелкиной ЂЋесна€ лили€ї, где гражданска€ поэзи€ соседствует с интимной лирикой, €вл€ющейс€ выражением мыслей, настроений и переживаний человека духовно богатого, чуждого маскараду житейской пошлости »нтересны переводы Ѕелкиной из польской поэтессы ћарии  онопницкой, гражданска€ лирика которой была ей близка по духу. 

» полиции, и цензорам Ћюбовь Ѕелкина была хорошо известна как автор произведений революционной поэзии. ѕоэму ЂЋейтенант Ўмидтї, например, она выпустила открыто под своим полным именем. ¬еро€тно, что именно это обсто€тельство повлекло за собой арест тиража безобидного поэтического сборника ЂЋесна€ лили€ї московскими стражами пор€дка в типографии издательства Ђ»карї. Ётот акт произвола был опротестован в ћосковском окружном суде, сн€вшем арест с книги. 

ѕоэтесса, критик и завсегдатай собраний столичной богемы ћари€ ћоравска€ (1889-1947?) в журнале Ђјполлонї (1911. є 9. —. 76, 77) опубликовала €звительную рецензию на ЂЋесную лилиюї, в которой отнесла автора к Ђархаичному типу писателей с благородными убеждени€ми, условно-поэтическим стилем и желанием быть идейнымиї. ќставим эту оценку на совести в то врем€ очень юного и экзальтированного даровани€, не пережившего и малой доли того, что пережила Ћюбовь Ѕелкина. 

¬ 1920 году (без указани€ места издани€) выходит книга Ѕелкиной Ђћои стихиї. “ираж этого поэтического сборника, по всей веро€тности, был настолько мизерным, что разыскать его практически невозможно. 

Ќе исключено, что местом издани€ сборника Ђћои стихиї могла быть “ула, где Ѕелкины оказались сразу же после окт€брьской революции 1917 года. «десь »ван ѕетрович, как большевик со стажем, занимает ответственные должности в сфере здравоохранени€, ведет борьбу с распространением инфекционных болезней, налаживает систему медицинского и санаторно-курортного обслуживани€ населени€, совместно с художниками ѕокаржевским и Ўегалем создает √осударственные свободные художественные мастерские. Ќа тульской земле, в городе Ѕогородицке, вблизи знаменитого дворца графов Ѕобринских, который доктор Ѕелкин как директор местного санатори€ дл€ горн€ков Ђ расный шахтерї, фактически спас от разрушени€, покоитс€ и его прах. 

¬ “уле Ћюбовь ћихайловна участвовала в редактировании местных газет, занималась литературным творчеством, пробу€ себ€ в различных жанрах. ¬ 1925 году выход€т в свет сразу три ее произведени€ Ц кинодрама (кино-сценарий) ЂЌа великом путиї, посв€щенна€ спайке города и деревни (“ула: »здание киносекции “улгубоно), роман Ђ–ольф ћайї и нео-баллада ЂЅуревестник ƒуарненаї, посв€щенные международному рабочему движению. ¬ них €рко отразилс€ интерес Ѕелкиной к динамике жизненных €влений, сложност€м и противоречи€м современной жизни. 

 инодрама ЂЌа великом путиї сегодн€ хранитс€ в собрании раритетов Ѕиблиотеки киноискусства им. —.ћ. Ёйзенштейна. ѕочти с документальной точностью в ней описаны событи€ периода военного коммунизма: нарастание озлобленности зажиточного кресть€нства против советской власти, борьба коммунистов за хлеб дл€ голодающих городских рабочих, мучительный поворот кресть€нских масс в сторону новой власти, вызванный наступлением ƒеникина и угрозой помещичьей реставрации. ¬ рецензии на кинодраму Ћ. Ѕелкиной тульский журнал Ђ узнецї (1925, є 8) отмечал умелую художественную компоновку материала, про€вление живого духа эпохи и то, что кроме своего непосредственного предназначени€ в качестве киносценари€ кинодрама Ѕелкиной может быть использована в качестве агитационно-литературного произведени€. 
*** 
Ћенинские принципы Ђпартийности литературыї разделили российских литераторов чисто по партийному признаку на Ђсвоихї и Ђчужихї. ¬идна€ поэтесса серебр€ного века Ћюбовь Ѕелкина была отнесена к последним. ƒумаю, именно этим объ€сн€етс€ то, что ее произведени€ до сих пор знакомы лишь узкому кругу историков отечественной литературы ’’ столети€, да и то в отрыве от ее биографии. Ќесправедливость этого очевидна.

ƒополнительна€ информаци€

  данному проекту пользователи не добавл€ли еще информации.

 омментарии

Ќа карте


ћы в соцсет€х ¬контакте facebook ќдноклассники
сетевое издание "“ульские бренды", учредитель ќќќ "“ульские новости", главный редактор ¬острикова ќ.√., ©2018
адрес редакции 300026, г. “ула, 300041, г. “ула, пр. Ћенина, д. 57, оф. 301
телефон редакции +7 (4872) 710-803
mazov@newstula.ru
16 +
—оздание сайтов реклама в “уле
Ќаверх