• Поиск по сайту

Это интересно!

Сад гениев. Седьмой день. Спектакль «Княжна Марья»


Финалом-апофеозом яснополянского недельного фестиваля стал спектакль «Княжна Марья» по мотивам романа Л. Н. Толстого «Война и мир», представленный тулякам Театральным объединением мастерских профессора С. А. Голомазова. 

Постановка Сергея Посельского не стала банальным пересказом известных событий великого романа-эпопеи. Они показаны через призму восприятия происходящего глазами одной из главных героинь - княжны Марьи Болконской. 

Режиссер Сергей Посельский напомнил нам о том, что большой русский роман надо читать медленно. Его спектакль длится три часа, сохраняя неторопливую романную поступь и возрождая жанр «долгого чтения». 

 

Княжна Марья, блестяще сыгранная юной выпускницей ГИТИСа Юлианой Сополёвой, является в спектакле главным рассказчиком семейной истории своего дома, знаменитого княжеского гнезда Болконских, и его ближнего круга – тех легендарных толстовских героев, что различными узами были связаны с Болконскими и участвовали в их жизни.

 

Русский литературный критик, историк литературы и мемуарист Павел Васильевич Анненков писал, что княжна Марья - это именно то строгое, серьезное лицо, которое должно торжественно вынести на себе идею романа из хаоса его подробностей, дать всему смысл и значение.


Прототипом княжны Марьи была мать Толстого. Писатель не помнил умершей матери, но много думал о ней, и в своем воображении создал трогательный и незабываемый облик.

 

Есть версия, что именно через княжну Марью Лев Николаевич разговаривает с читателем, раскрывая свой взгляд на события, описанные в романе. 

 

Оба действия спектакля начинаются с фонограммы с голосом Толстого. После чего идея спектакля, показать войну глазами женщины, становится миром переживаний, мыслей и вопросов самого писателя. И если изначально в слово «мiр» в названии романа Лев Николаевич вкладывал смысл «светская жизнь», то в спектакле мир является антагонистом понятия войны.


Потеря самого ценного, что есть у каждого человека – жизни, может быть оправдана только рождением новой, более счастливой жизни. Так появляется сын Андрея Болконского и маленькой княгини – Николенька, так и сама княжна Марья является эволюционным продолжением жизни своего отца, сохраняющим его добродетели – деятельность и ум, и добавляющим свои личные – доброту, любовь к ближнему и духовность.


Несуразным и непонятным ужасом врывается война в естественный ход истории развития семьи Болконских и всего мiра.

 

Но даже в окружении кошмара и хаоса княжна Марья, возникая на военных дорогах Николая и Наташи Ростовых, становится олицетворением надежды на продолжение жизни, любви и счастья.

 

Пацифистские настроения спектакля тронули зрителей до глубины души. Многие пронзительные сцены вызывали слезы. Весь зал прощался с Андреем Болконским, отправляющимся на войну, разделяя искренне горе его маленькой и обычно беззаботной жены. 

 

Отдельного внимания заслуживает игра Олега Кузнецова, который сначала показался слишком юным для роли старого князя – отставного и некогда блестящего екатерининского вельможи, но актерское мастерство заставило забыть о возрасте исполнителя.

 

Режиссер спектакля Сергей Посельский тоже появился на сцене в роли второго плана, сыграв деревенского старосту Дрона.

 

К сожалению, в спектакле «Княжна Марья» не дан ответ на главный толстовский вопрос: в чем смысл войны, и зачем люди убивали и убивают себе подобных?

 

Впрочем, за всю историю человечества на него так и не смогли ответить ни историки, ни политики, ни деятели искусства.

Комментарии

Мы в соцсетях Вконтакте facebook Одноклассники
16 +
Создание сайтов реклама в Туле
Наверх